Как несколько багов в Grand Theft Auto: San Andreas превратились в безумно зрелищную соревновательную дисциплину?
Предисловие
Что ж, с релиза Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition прошло уже больше месяца. Ее название все так же наводит на меня дикий ужас, хоть иногда и кажется пародией на современную индустрию, а посты про баги в ней всплывают до сих пор. Тем не менее, речь сегодня пойдет об оригинальной Grand Theft Auto: San Andreas.
Вышедшая в далеком 2004 году, игра стала одной из самых любимых среди фанатов серии. Самый крупный на тот момент открытый мир поражал воображение (спасибо ограниченной дальности прорисовки и туману) не только своим размахом, но и пустотой. И без шуток, пустота и множество заброшенных локаций сводили игроков с ума. Ведь, как известно, человеческое воображение сильнее фактов и логики. А уж если приправить их небольшим количеством багов, пасхалок и добавить щепотку крипоты — получится убойная смесь.
Задолго до Gravity Falls
Упоминаю этот мультсериал я неспроста. Для тех, кто не смотрел (если такие все же есть) – в нем брат с сестрой оказались в загадочном местечке, густо населенном всякой неведомой мифической дичью. Так вот, если с головой окунуться в интернет, отрыть старые форумы и перечитать крипипасты, можно удивиться тому, какое количество всяких мифических и страшных вещей скрыто в любимой игре детства. Или не скрыто? Или не такие уж они и мифические?
Здесь вам и легендарный Биг Фут, за которым охотились вблизи горы Чиллиад, и НЛО. А по ночам, согласно легендам, на охоту выходил Пиггси, вооруженный своей бензопилой. Подливали масла в огонь мододелы и авторы крипипаст.
Первые действительно вводили в игру мистику, а потом распространяли скриншоты с ней по форумам. Да, сейчас уже никого не удивишь фейками и фотошопом, информация о них разлетается слишком быстро. А тогда это действительно пугало, будоражило и заставляло в очередной раз отправляться на поиски неизвестного. Прямо как старые фотографии НЛО и Йети, сделанные на тапок. Вторые просто сочиняли довольно страшные байки, распространяя их по форумам и делая вид, что это на самом деле случалось с ними во время игры.
Иногда на помощь, осознанно и не очень, приходили и сами разработчики. Так, например, баг с поломанными машинами, то и дело появляющимися на карте, был превращен в целую легенду о машинах-призраках. Про жирные пасхалки, намекающие на существование НЛО, я вообще молчу. Благо в детстве потратил уйму времени на его поиски и на собственной шкуре убедился, что его не существует. На самом деле, все эти мифы заслуживают отдельного материала. А сегодня мне бы хотелось затронуть лишь несколько багов, связанных с физикой транспорта. Багов, которые переросли в отдельное соревновательное направление.
Баг, ставший соревнованием
Возможно, кто-то уже понял, что речь сегодня пойдет про «трюки». Сейчас это направление кажется не то, что забытым — вовсе неизвестным и никогда не существовавшим. Честное слово, пока пытался вспомнить названия некоторых трюков — перерыл весь интернет и в какой-то момент успел подумать, что у меня шизофрения и ничего этого не было в реальной жизни.
Однако, во времена зарождения SA:MP и массового проникновения интернета во все глубины нашей необъятной Родины но было весьма популярным… Во всяком случае среди любителей данной игры. Люди объединялись в кланы, стряпали свои корявые сайты на ucoz, делали стант-мувики и соревновались между собой. Конечно, эту популярность нельзя сравнить с фраг-муви по CS (на тот момент еще 1.6 и Source), COD MW или Quake. Но, тем не менее, таких видео было немало. А некоторые ребята заморачивались не только со сложностью трюков, но и с видеорядом, вплетая интересный монтаж и даже добавляя сюжетные вставки.
Суть, как можно понять из названия, заключалась в выполнении трюков. И нет, вовсе не тех «безумных трюков», за которые игра любезно начисляла деньги. Здесь все было гораздо сложнее, зрелищнее и интереснее. Сразу оговорюсь — я не ставлю себе цель докопаться до истоков возникновения этого занятия, подробно рассказать о каждом из существовавших трюков и досконально разобрать каждый баг. Я просто хочу рассказать о том, что это направление существовало, а вещи, которые творили игроки, были безумно крутыми.
А может и вовсе найти тех, кто состоял в одном из кланов и обменяться воспоминаниями о былых временах. И раз уж цель обозначена — давайте поговорим об основных трюках, способах их выполнения (которые, порой, бывают дико неочевидными) и самых крутых, на мой взгляд, исполнителях.
Виды трюков и способы их выполнения
Начнем с мотоциклов, на которых и выполняется большая часть трюков. Вернее, с мотоцикла, ведь для этой задачи подойдет только NRG-500. Для начала стоит научиться самому базовому приему, без которого нельзя выполнить ни единого трюка — ускорению. Благо, ничего сложного в этом нет — достаточно как можно быстрее кликать на клавишу наклона вперед (при стандартной раскладке за это отвечает стрелочка вверх) и смотреть, как наш герой развивает сверхзвуковую скорость.
Трюки, выполняемые на мотоцикле, делятся на несколько видов. Большая часть из них так или иначе задействует основной элемент — bump. Чтобы его выполнить, необходимо на большой скорости под определенным углом удариться о любое препятствие днищем мотоцикла. Если все сделать правильно, то герой вместе с железным конем улетит на огромное расстояние. Звучит не особо сложно, но на деле есть несколько тонкостей. Чтобы взлететь достаточно высоко и преодолеть большое расстояние, необходимо точно рассчитать угол. Взяли чуть ниже? Персонаж просто воткнется колесом в препятствие и слетит с мотоцикла. Чуть выше? Подлетите на жалкие пару метров.
Однако, на одном только прыжке далеко не улетишь. Как минимум, препятствия нужной высоты рано или поздно закончатся. И вот здесь уже начинаются приемы поинтереснее. Самый распространенный получил название packer 2 bump. Как не сложно догадаться, для него необходим погрузчик. Он подгоняется к препятствию и уже с него совершается прыжок. Технически ничего сложного или необычного в этом нет, данный прием просто позволял добраться до высоких препятствий и, соответственно, совершать прыжки на более дальние дистанции.
Гораздо интереснее следующий прием, название которого… я забыл, а найти в интернете не смог, равно как и гайды по его выполнению. На мой взгляд, именно этот трюк был самым необычным по подготовке, одним из самых сложных по исполнению и, без тени сомнения, самым эффектным. В этом случае препятствие для прыжка нужно было создать самому — необходимо раздобыть монстр-трак, припарковать его в нужном месте и потихоньку начать заезжать под него на мотоцикле, задирая переднее колесо.
Если все сделать правильно, мотоцикл начнет проваливаться под текстуры и застрянет там примерно на половину. Об верхнюю часть, оставшуюся торчать на поверхности и предстоит делать bump. Главная прелесть этой хитрости заключается в том, что с ее помощью можно сделать трамплин для совершения трюка где угодно (если туда пролезет монстр).
Отдельное внимание стоит уделить такому элементу как grind. И нет, он не имеет ничего общего с термином, к которому все привыкли благодаря ММО и современным играм от Ubisoft. Суть его — в скольжении по узкой поверхности на днище мотоцикла. Как правило, помогали в этом всякого рода заборчики и перила. Сам по себе элемент не сложный, достаточно лишь держать баланс, умело орудуя стрелочками вперед-назад. Однако он прекрасно подходил для завершения цепочки трюков, делая концовку максимально зрелищной.
На машине тоже можно!
Трюков на машине было меньше, а выполняли их значительно реже, однако по зрелищности они не сильно уступали своим двухколесным братьям. На бампах подробно останавливаться не буду. Выполнялись они практически так же, разве что для совершения трюка не было нужды вставать на задние колеса — чтобы подняться на высоту препятствия, использовали подвеску. Ну и, в отличие от мотоциклов, на машине можно было крутить бэк- и фронтфлипы и бочки. Биндили подпрыгивание, как правило, на колесико мыши — и на этом строился один из самых классно выглядящих трюков в игре.
Для его выполнения вам нужно было сочетание следующих факторов: установленные на машине нитро-ускорение и пневмо-подвеска, а также присутствие поблизости стены. Включаем нитро, на полной скорости несемся к стене, начинаем судорожно крутить колесико мыши, будто увидели спойлер к новой части Человека-Паука — и вуаля, если все правильно сделать, вы буквально взлетите в небеса. По правде говоря, — трюк сложный и уж слишком ситуативный – все-таки в San Andreas не так много высоких зданий. Однако выглядит он очень круто. Впрочем — зачем описывать, если можно показать?
Кто круче?
Но перед тем, как перейти к красивым роликам, давайте вкратце поговорим о самой сути и правилах. Конечно, самое главное — никаких читов и дополнительных модов. Исключение — чит на бессмертие, который применяли для одного-единственного трюка. Для него использовалась машина и танк, об который и приходилось ударяться для совершения прыжка. Стоит признаться — выглядит этот трюк занятно. В остальном особых правил не было, все ставили перед собой одну цель — сделать круто и эффектно. Ну, и постараться отыскать трюки, которых никто до этого не делал. На тот момент карта в GTA SA казалась огромной, а количество трюков, которое на ней можно исполнить, — бесконечным.
Как я уже упоминал, было стандартное для онлайновых игр деление на кланы. Это позволяло не только устраивать различные коллаборации и делиться опытом, но и проводить соревнования — как между кланами, так и между отдельными их представителями. Для этого даже была написана специальная программа, работавшая по принципу рандомайзера. Для участников выдавалось общее задание, состоящее из нескольких обязательных пунктов. Например, — сделать трюк на определенном мотоцикле, около стройки и закончить его на крыше. Само собой, процесс выполнения нужно было записать, а уже потом в комментариях на ютубе зрители решали, кто справился лучше.
Однако, если вы хотели посоревноваться или потренироваться с друзьями в мультиплеере, — вас ждал неприятный сюрприз. Дело в том, что по какой-то причине физика в одиночном режиме и в SA:MP отличалась. В мультиплеере банально нельзя было разогнаться до нужной скорости. Конечно, некоторые трюки все еще можно было выполнить, да и упасть с мотоцикла в онлайне было гораздо труднее. Тем не менее, для «серьезных» и крутых трюков он не годился.
Мастера своего дела
Если и говорить о самых красивых видео по этой теме и самом скилловом клане — я отдам свое предпочтение SSU. Да, несмотря на не самое благозвучное для русскоязычного человека название, эти ребята творили просто невероятные вещи. Даже сейчас, во время просмотра их роликов, чувство ностальгии иногда прерывается невероятным удивлением. Как они до этого додумались? Сколько попыток ушло, чтобы это проделать? И зачем эти непонятные вставки в начале?!
В конце хотелось бы приложить мой любимый ролик. В свое время именно к такому уровню «мастерства» я стремился, раз за разом пытаясь выполнить тот или иной трюк.
Конечно, в эту статью не вошли многие трюки. Например, делали их и на водном транспорте, иногда применяли истребитель и всеми любимый BMX. Я не стал разбирать их по одной простой причине — они составляли слишком незначительный процент от общего количества трюков. На лодках, банально, нельзя было сделать ни одного зрелищного трюка. Истребители годились лишь для пролетов вверх днищем под мостами и между зданий. А BMX был слишком топорным и большая часть трюков состояла в том, чтобы проехать как можно большее расстояние на переднем колесе и притом задом наперед.
Безумно жаль, что в последующих частях серии это направление было заброшено. Конечно, свою роль сыграла смена движка, на котором эти баги уже нельзя было повторить. По четвертой части выходило несколько классных роликов, участие в которых в том числе принимали некоторые ребята из клана SSU. Но массового характера это не обрело, как и в пятой части, несмотря на наличие в ней полноценного мультиплеера, жизнь которого поддерживается до сих пор. Все, что сейчас можно найти — лишь подобные мувики, да и то не всегда в хорошем качестве. Большая часть обсуждений велась на сайтах и форумах, ныне канувших в лету. Во всяком случае, мне удалось найти лишь парочку, да и то англоязычных. А вместе с ними это малоизвестное направление превратилось лишь в набор воспоминаний.
Не хочется говорить, что я надеюсь на появление в следующей части кучи багов, связанных с физикой. Но мне бы хотелось верить, что это направление возродится в том или ином виде. И уже новые умельцы порадуют нас всех красивыми трюками.
P.S: напоследок хотелось бы задать вам несколько вопросов. Знали ли вы про такое направление до этого момента? Если да — состояли ли вы в каком-нибудь клане? Какие яркие воспоминания остались у вас об этом занятии? И поделитесь своим любимым мувиком в комментариях, если его еще возможно отыскать на ютубе. Всех благ и с наступающим Новым Годом!
Оставить комментарий: